Как выбрать портальную платформу и не поддаться на маркетинговые уловки?
02.12.10
Хочу сознаться. Если вы сейчас мучаетесь выбором платформы для интранет, в этом есть и моя вина. Мы, ИТ-маркетологи всего мира хорошо потрудились, чтобы придумать названия множеству портальных технологий, запутать мозги их уникальными преимуществами, в общем, не оставить и шанса сравнить наши предложения по одинаковым четким критериям. Как отделить зерна от плевел, и что, собственно, сравнивать?
О чем молчат маркетологи
Вы, наверное, заметили, что на рынке нет недостатка в программном обеспечении для корпоративных порталов или корпоративных социальных сетей. Конкуренция вынуждает производителей постоянно их дорабатывать, прикручивать новые возможности, выпускать новые версии и редакции. При этом важно помнить две вещи: Вряд ли вендоры будут переделывать ядро системы. Это значит, что основные ее нефункциональные характеристики вроде производительности, отказоустойчивости и масштабируемости с новыми версиями в лучшую сторону не улучшатся.
Вполне возможно, многие навороченные примочки, которые создают системам добавочную стоимость, никак не приближают вас к реализации основных бизнес-целей будущего интранет.
Критерии оценки
Вот мы почти и подобрались к истине! Дело в бизнес-целях, а не в престиже (многофункциональности и т.п.) портального ПО. В зависимости от них и других факторов (о которых чуть ниже) вам может подойти как масштабный SharePoint так и легкий, бесплатный вики-движок. Что же влияет на выбор оптимальной платформы для вашей компании? Уверена, не открою для вас Америки. На самом высоком уровне это старый-добрый треугольник, знакомый любому менеджеру проекта: полнота и качество реализации требований - сроки - стоимость.
Почему бы тогда не взять эти пункты основными критериями оценки интранет-платформ?
Небольшая детализация
Под требованиями я имею в виду: функциональные требования (ожидаемые возможности системы) и нефункциональные требования (нужные параметры производительности, безопасности, легкости поддержки).
Что касается стоимости, тут нужно учитывать стартовые затраты (лицензии + оборудование + услуги внедрения);стоимость поддержки и дальнейшего развития (техническая поддержка + обновления + работы по доработке).
Есть еще один очень важный критерий, который в некоторых компаниях вообще играет решающую роль - опыт других.
Однако здесь нужно быть начеку. Примеры внедрений на сайтах поставщиков могут не совсем объективно отражать реальные ситуации клиентов. Надежней будет связаться с лицами, непосредственно отвечающими за интранет в своих компаниях, и поговорить с ними более предметно.
Умные мысли
Напоследок несколько умных мыслей по поводу, с которыми я встречалась в интернет.
«Но определение бизнес-требований еще пол-дела. Остальная половина − выяснение, действительно ли технология может все, о чем заявляет.» Toby Ward
«Самое главное, что нужно иметь в виду, независимо от вашего выбора, это то, что технологии обязательно будут меняться, платформ будут меняться, и вы постоянно должны оценивать и развивать свои инфраструктуру и приложения. Независимо от выбора технологий, будьте готовы к кросс-платформенности, потому что рано или поздно что-то в инфраструктуре будет меняться. Как смерть и налоги, быстрые и частые изменения технологий неизбежны.» P.G. Daly
«Я бы Вам советовал не слишком ломать голову над выбором CMS. Пусть Ваши разработчики возьмут ту систему, в которой у них есть опыт работы. Все предлагаемые на рынке CMS предлагают примерно одинаковую функциональность и успех реализации портала на ней зависит в основном от того, насколько разработчики умеют с CMS обращаться.» itsoft